Vesti Segodna avīzes 9.lpp. žurnāliste Olga Kņazeva raksta, ka elektroenerģijas tirgū ir uzradies jauns spēlētājs - telekomunikāciju uzņēmums ''Baltcom'', kas šobrīd aktīvi reklamē savu jauno pakalpojumu.
Tiek minēts, ka pavisam nesen ''Lattelecom'' padomes priekšsēdētājs Gatis Kokins paziņoja, ka arī ''Lattelecom'' sāk nopietni izskatīt iespēju pārdot elektroenerģiju mājsaimniecībām. Taču līdz galam šis jautājums vēl nav izlemts. Rakstu pārpublicēja laikraksta interneta vietne.
[PDF] Vesti Segodna :: Монополия с высокими ценами
[JPG] Vesti Segodna :: Монополия с высокими ценами
[WEB] Vesti.lv :: Монополия с высокими ценами
[PNG] Vesti.lv :: Монополия с высокими ценами
__________________________________________________________________________________________
Монополия с высокими ценами..
..придет в каждый дом вместе с открытым рынком электроэнергии
Не исключено, что весной будущего года, когда домашние хозяйства получат возможность выбирать поставщика электроэнергии, цены на киловатт–энергию вырастут не на 11–20%, а на 30–40%, считают эксперты. Причина — недостаток конкуренции, поскольку уже сейчас крупные торговцы энергией отказываются работать с простыми клиентами.
Свободный, да не открытый
Еще месяц назад латвийская «дочка» эстонского энергетического концерна — Enefit — сообщала, что вряд ли выйдет на рынок для домохозяйств, который, как известно, будет полностью открыт с 1 апреля будущего года. И примерно 880 тысяч квартир, которые сегодня покупают электроэнергию у Latvenergo, смогут выбирать любого торговца, у которого есть соответствующая лицензия (таких около 50). Почти как на рынке мобильных операторов, где конкуренция между компаниями за несколько лет снизила наши счета за разговоры в несколько раз.
Но на рынке электроэнергии правила игры для свободной конкуренции оказались гораздо жестче. На прошлой неделе Enefit, а следом за ней и еще один крупный финско–эстонский игрок 220 Energia сообщили, что не будут поставлять энергию домашним хозяйствам. По двум причинам.
Первая — технические проблемы в межгосударственной передаче скандинавской энергии на границе Эстонии с Латвией, вызывающие резкие скачки цен энергии на бирже Nord Pool Spot для Латвии и Литвы. Проблемы трансграничной торговли электроэнергией создает тот факт, что цена передачи по распределительным сетям устанавливается только на сутки вперед и не поддается долгосрочному прогнозу — в итоге она может даже превысить цену самой электроэнергии. «При этом, — поясняет председатель правления Enefit Янис Бехтерс, — мы не можем знать, сколько будет стоить энергия завтра и послезавтра, а между тем с клиентами мы работаем по фиксированным договорам. То есть убытки при таком варианте неизбежны».
По сути, эта претензия — к Augstsprieguma tIkls, системному оператору передающей сети, но там смотрят на проблему философски — дескать, для всех игроков проблемы одинаковые, поэтому и условия конкуренции равные. А то, что проблемы есть, — не отказываются, но решить их смогут не ранее чем в будущем году.
«Чтобы решить эту проблему, существует масса способов, — считает Янис Бехтерс. –— И в том числе финансовые инструменты, которые позволяют снизить риски. Неспособность найти решение для фиксации затрат межгосударственной передачи электроэнергии подвергает серьезной опасности перспективы развития открытого рынка во всем регионе. При столь огромных ценовых рисках трансграничной передачи потерян стабильный доступ к энергоресурсам Эстонии и Скандинавии. Таким образом, поддерживаются завышенные цены на электроэнергию и деформируется конкуренция на рынке».
Не только торговать
Вторая проблема — уже внутренняя. Министерство экономики выдвинуло к торговцам электроэнергией несоразмерные требования. И выполнить их, считают торговцы, нереально. Что это за требования?
— Нам предлагают продавать электричество по фиксированной цене в течение одного года. Без дополнительной платы за расторжение договора. Это не соответствует условиям открытого рынка, так как не оставляет возможности расширить перечень продуктов, а их на этом рынке много и они разные, — поясняет «ДВ» Бехтерс. — Или, к примеру, у клиента из–за ветра порвались провода. За это должен отвечать Sadales tIkls. Но правила предусматривают, что клиент должен звонить нам, а уже мы — решать эту проблему с Sadales tIkls. По сути, это дублирование функций и более долгое обслуживание клиента. Кроме того, каждый торговец должен создать свой центр обслуживания клиентов, гораздо лучше, если бы в Латвии был создан единый центр, и все проблемы решались бы централизованно.
Есть также пункт, согласно которому торговец должен обеспечить единый счет за электроэнергию. К слову, в Эстонии и Скандинавских странах, где рынок открыт полностью, частные клиенты получают два счета: один — собственно за потребленную электроэнергию от торговца, другой — от структуры, аналогичной Sadales tIkls, то есть той, которая занимается доставкой энергии в каждую квартиру. В Латвии будет по–другому: единый счет, где эти две услуги объединены.
— Что получится, — продолжает Бехтерс. — Мы фактически возьмем на себя роль кредитора. Если кто–то не заплатит за электроэнергию, а должники всегда ведь есть, то мы будем обязаны заплатить Sadales tIkls за доставку энергии еще до того, как клиент расплатился с нами, а потом уже сами взыскивать с него деньги. Положим, мы продали энергии на 20 латов, а счет выписан на 50 латов, из которых 30 латов — это услуги Sadales tIkls и плата за компоненту обязательной энергии (OIK). Мы должны заплатить Sadales tIkls их 30 латов и дальше сами разбираться с клиентом. Все эти механизмы приведут к тому, что плата за энергию из–за повышенных рисков будет выше. На наш взгляд, сейчас перед открытием рынка не надо слишком больших бюрократических и процедурных препятствий. Надо, напротив, добиться того, чтобы на рынок вошло как можно больше игроков и у потребителей был бы большой выбор. А уже спустя какое–то время можно думать и о каких–то усилениях и ужесточениях правил игры.
Опять с монополией?
При этом Sadales tIkls проблем не видит. Член правления предприятия Илварс Петерсонс допускает, что на рынке электроэнергии для домашних хозяйств активность будет. «Я вижу до 10 игроков на рынке, учитывая его объем. Сейчас у нас 18 торговцев электричеством, но они пока стараются не открывать друг другу свои планы в отношении домашних хозяйств. Открыто работает Baltcom — широко и громко рекламирует новую услугу по радио и телевидению. Поступила заявка от еще одного торговца — Energy solutions. Как только в начале года появятся правила Кабинета министров, думаю, и другие торговцы электроэнергией начнут проявлять активность», — сказал Илварс Петерсонс.
По какой цене нам будут продавать электричество, точно не может сказать никто. Министерство экономики и регулятор общественных услуг предполагают, что киловатт–час будет стоить чуть больше 11 сантимов вместо сегодняшних 10,65 сантима. Enefit прогнозирует — около 12 сантимов. Телекоммуникационные предприятия, вероятно, будут продавать электричество в общем пакете своих услуг. Кстати, представители Baltcom считают, что на рынок выйдут те компании, которые имеют свои клиентские базы данных, и именно этот факт станет главным конкурентным преимуществом. К примеру, в недавнем интервью «ДВ» член правления Lattelecom Гатис Кокинс заявил, что компания всерьез просчитывает возможность продавать электроэнергию домашним хозяйствам. Но еще до конца вопрос не решен.
— Собственные базы клиентов — это, конечно, большое преимущество, но это не определяющий фактор для торговца энергией, — говорит «ДВ» Янис Бехтерс. — Если мы посмотрим на Эстонию, то там сегодня работают около 10 компаний, и все они входили на этот рынок без собственных клиентских баз.
Появится ли в Латвии действительно свободный рынок электроэнергии — де–факто, а не де–юре, — покажет время. Но пока выглядит так, что у потребителей не будет возможности выбрать наиболее выгодные предложения, и преимущества обслуживания и дальше в Latvenergo на годы вперед выглядят более чем убедительными. По крайней мере, государству от этого точно не плохо.
Ольга КНЯЗЕВА