Avīzes Telegraf žurnālists Sergejs Pavlovs ir publicējis apjomīgu rakstu par Latvijas valsts mērķiem, kurā ir atspoguļots arī Gata Kokina viedoklis. Raksta ilustrācijai ir izmantota arī daļa no Gata Kokina tvitersarunas. Daļa no raksta ir pārpublicēta avīzes interneta vietnē.
[PDF] Telegraf :: Mērķis pēc eiro: tagad jāpanāk zviedri
[PNG] Telegraf :: Tas ir kā motocikls!
[WEB] Telegraf.lv :: Что писали эксперты в Twitter, когда Латвия получила приглашение в еврозону
[PNG] Telegraf.lv :: Что писали эксперты в Twitter, когда Латвия получила приглашение в еврозону
[WEB] Telegraf.lv :: Где найти два миллиарда евро? Кокинс знает
[PNG] Telegraf.lv :: Где найти два миллиарда евро? Кокинс знает
_____________________________________________________________________________________
Что писали эксперты в Twitter, когда Латвия получила приглашение в еврозону.
Андрис Вилкс, министр финансов: — Решение позитивное! В Латвии будет евро! Интеграция Латвии в Европу закончена! Дополнительный стимул для роста, благосостояния, развития!
Гатис Кокинс, председатель совета Lattelecom: — Продан мотоцикл (монетарная политика), который стоял в гараже: 1) на нем никогда не ездили; 2) никто в семье не планирует ездить.
Ивета Григуле, депутат Сейма (СЗК): — Если на мотоцикле никто не ездит — виноват не мотоцикл, а глава семьи: страх, лень, смирение...
Гундарс Давидсонс, эксперт Банка Латвии: — Сравнение с мотоциклом неплохое: нефункциональная, стильная вещица, но с высоким риском. Я своему сыну мотоцикл на 16-летие тоже не куплю...
Гатис Кокинс: — Безрисковая монетарная политика – еще большая депопуляция. Дети уезжают в Англию, где Центробанк знает, как на мотоцикле ездить.
Андрис Страздс, экономист Nordea: — Если бы это было так, из Словении и Мальты жители утекали бы волнами. Но это не так.
Гатис Кокинс: — Хоть ВВП Словении на жителя после вступления и упал до 27 тысяч долларов, это все же он на 28% больше, чем в Латвии. Люди страдают пропорционально...
Улдис Осис, экономист: — Хватит ворчать о евро. Что случилось, то случилось. Теперь нужно думать, как из этого выбираться с меньшими потерями.
О том, что Латвии теперь нужна очень конкретно сформулированная главная цель развития, на прошедшем недавно форуме экономики и инноваций сказал Айгар Ростовскис, вице-президент Торгово-промышленной палаты. Его вариант цели: за 10 лет достичь среднего уровня ЕС по ВВП на душу населения. Отметим: по данным за 2012 год, уровень Латвии — 62% от среднеевропейского.
...
Что именно делать? Наиболее популярный вариант ответа — индустриализация. Конкретные ориентиры есть в специальном плане, разработанном Министерством экономики: к 2020 году довести долю обрабатывающей промышленности в ВВП до 20%. До кризиса ее удельный вес в валовом продукте составлял 11%, в прошлом году — около 15%. Однако в первом квартале этого года снова наблюдается небольшой спад.
«Если правительство с таким же пылом, как оно вводило евро, возьмется за индустриализацию, — блестящее будущее Латвии гарантировано», — иронизирует в своем twitter-аккаунте Гатис Кокинс, финансист, председатель совета Lattelecom. И делится своими соображениями с Телеграфом.
Пару миллиардов на индустриализацию
— Новая большая цель Латвии нужна обязательно, — считает он. — Почему? Дело в том, что если политики не выдвигают таких целей, они работают по повестке дня чиновничества. Такой вариант не обязательно плох, но это все же решение, скорее, текущих плановых вопросов.
Раньше у нас были цели более внешние — куда-то вступить, к кому-то присоединиться. Все они достигнуты. Теперь очередь внутренних целей, и индустриализация экономики — хороший вариант. На одних сервисах и банковских услугах мы не сможем стать богатой страной, так что развитие промышленности — это путь к процветанию.
...По мнению Кокинса, конкретные цифры — например, достичь 20% от ВВП за счет промышленности — более понятны людям, но там нет ответа на вопрос, как это сделать.
— Нужны конкретные планы и задачи: как государство и самоуправление будут помогать со строительством инфраструктуры, как будет меняться налоговая политика — главным образом, на рабочую силу. И как мы будем способствовать появлению новых компаний, приходу инвесторов, развитию венчурного капитала. Это три главных конкретных вопроса, по которым нужны конкретные шаги. И тут стоит учиться у тех, у кого это уже получилось: В Эстонии, Израиле и ряде других стран государство тоже помогало финансировать появление новых инновационных производств, — считает Кокинс.
Где брать средства? Не обязательно брать деньги налогоплательщиков из бюджета, говорит эксперт — на индустриализацию можно найти средства, приватизировав госпредприятия.
— Про некоторые из них правительство уже давно решило, что нужно их продать инвесторам (Lattelecom, LMT), но по разным причинам этого до сих пор не было сделано. А ведь это прекрасные источники доходов. И еще нужно работать с банками: создать фонд венчурного капитала, часть денег в который вложило бы государство, а другу часть — банки. Все это вместе позволило бы создать фонд с активами на уровне пары миллиардов евро — да-да, не нужно бояться этой цифры! И это был бы реальный двигатель индустриализации. Просто отобрать у налогоплатильщиков пару миллионов -- это будет болезненно и, я думаю, политически невозможно.
...